Стратегическое планирование является ключевым инструментом управления компанией, позволяющим определить цели, направление развития и способы достижения успеха. Стратегия компании - это долгосрочное планирование и определение целей, направлений развития и способов достижения успеха, набор действий и решений, направленных на достижение конкурентных преимуществ и устойчивого развития.
Рассмотрим основные этапы стратегического планирования компании и их значение для успешного управления бизнесом.
Первый этап – проводим анализ текущего положения компании, ее внутренних и внешних факторов, конкурентной среды, рынка, потребителей и т.д., для того, чтобы выявить сильные и слабые стороны компании, а также возможности и угрозы, то есть проводим SWOT-анализ;
Второй этап – на основании проведенного SWOT-анализа формулируем миссию организации (т.е., ее основное предназначение) и определяем стратегические цели компании, которые должны соответствовать принципам SMART, то есть должны быть конкретными, измеримыми, достижимыми, релевантными и ограниченными во времени;
Третий этап – на третьем этапе в соответствии с результатами SWOT-анализа и сформированными стратегическими целями производится разработка стратегии компании. Стратегия определяет общий, верхнеуровневый план действий для достижения поставленных целей, она включается в себя выбор направлений развития, развитие конкурентных преимуществ, определение целевых рынков и т.д.;
Четвертый этап – происходит каскадирование верхнеуровневого плана действий путем формирования тактических планов и программ для реализации разработанной стратегии. Это включает в себя определение конкретных шагов, задач, сроков и ответственных лиц;
Пятый этап – разработка бюджета: бюджет – это оперативный план действий, целью которого является планирование и балансировка доходной и расходной части бюджета, определения величины ресурсов и их источников, необходимых для реализации стратегии и достижения оперативных и долгосрочных целей организации;
Шестой этап – реализация стратегии и мониторинг промежуточных итогов; важно проводить систематический контроль за выполнением поставленных задач, анализировать промежуточные результаты и в случае необходимости проводить корректировку долгосрочных планов;
Седьмой этап – оценка результатов реализации стратегии. Данный анализ позволяет выявлять успехи и недостатки стратегического планирования, а также разрабатывать рекомендации для будущих планов;
Восьмой этап – по результатам проведенного анализа производится корректировка стратегии компании. Стратегическое планирование носит циклический характер, то есть завершение восьмого этапа является началом первого этапа нового цикла.
Стратегическое планирование является неотъемлемой частью успешного управления компанией. Правильно построенный план поможет компании определить свое место на рынке, выделить конкурентные преимущества и достичь поставленных целей. Следование основным этапам стратегического планирования поможет компании эффективно управлять своим развитием и достигать успеха в долгосрочной перспективе.
Рассмотрим основные этапы стратегического планирования компании и их значение для успешного управления бизнесом.
Первый этап – проводим анализ текущего положения компании, ее внутренних и внешних факторов, конкурентной среды, рынка, потребителей и т.д., для того, чтобы выявить сильные и слабые стороны компании, а также возможности и угрозы, то есть проводим SWOT-анализ;
Второй этап – на основании проведенного SWOT-анализа формулируем миссию организации (т.е., ее основное предназначение) и определяем стратегические цели компании, которые должны соответствовать принципам SMART, то есть должны быть конкретными, измеримыми, достижимыми, релевантными и ограниченными во времени;
Третий этап – на третьем этапе в соответствии с результатами SWOT-анализа и сформированными стратегическими целями производится разработка стратегии компании. Стратегия определяет общий, верхнеуровневый план действий для достижения поставленных целей, она включается в себя выбор направлений развития, развитие конкурентных преимуществ, определение целевых рынков и т.д.;
Четвертый этап – происходит каскадирование верхнеуровневого плана действий путем формирования тактических планов и программ для реализации разработанной стратегии. Это включает в себя определение конкретных шагов, задач, сроков и ответственных лиц;
Пятый этап – разработка бюджета: бюджет – это оперативный план действий, целью которого является планирование и балансировка доходной и расходной части бюджета, определения величины ресурсов и их источников, необходимых для реализации стратегии и достижения оперативных и долгосрочных целей организации;
Шестой этап – реализация стратегии и мониторинг промежуточных итогов; важно проводить систематический контроль за выполнением поставленных задач, анализировать промежуточные результаты и в случае необходимости проводить корректировку долгосрочных планов;
Седьмой этап – оценка результатов реализации стратегии. Данный анализ позволяет выявлять успехи и недостатки стратегического планирования, а также разрабатывать рекомендации для будущих планов;
Восьмой этап – по результатам проведенного анализа производится корректировка стратегии компании. Стратегическое планирование носит циклический характер, то есть завершение восьмого этапа является началом первого этапа нового цикла.
Стратегическое планирование является неотъемлемой частью успешного управления компанией. Правильно построенный план поможет компании определить свое место на рынке, выделить конкурентные преимущества и достичь поставленных целей. Следование основным этапам стратегического планирования поможет компании эффективно управлять своим развитием и достигать успеха в долгосрочной перспективе.