Командные KPI: в поисках коллективного успеха без ущерба индивидуальным достижениям
В современном бизнесе многие компании с целю повышения эффективности своей деятельности и увеличения производительности персонала используют ключевые показатели эффективности (KPI) как инструмента управления бизнесом.
Ключевые показатели эффективности (KPI) - это количественные или качественные индикаторы, которые помогают измерить степень достижения целей или эффективности процесса.
Есть различие классификации KPI, одна из которых - это закрепление исполнения KPI за отдельным лицом или группой (командой) лиц. Таким образом, KPI разделяются на:
- Индивидуальные KPI - это показатели, которые измеряют производительность отдельного сотрудника; - Командные KPI - это показатели, которые измеряют производительность группы сотрудников, подразделения или целой компании.
Так когда эффективно использовать командные KPI?
1) При оценке достижения общекорпоративных целей, когда имеет смысл и эффективность замотивировать персонал на общий результат (это может быть группа сотрудников, подразделение или в целом компания). 2) С целью формирования коллективной ответственности, поскольку успех или неудача в достижении показателей зависит от работы всей команды, а не только отдельных сотрудников. 3) При ранжировании приоритетности KPI, когда важность достижения отдельных показателей является определяющим фактором деятельности компании (например, существует практика установления условий, при которых при невыполнении какого-либо определенного показателя все остальные показатели будут считаться невыполненными, так называемые "показатели-триггеры"). 4) Для руководителей верхнего управленческого уровня и ТОП-менеджмента компании как правило, устанавливают более высокий вес командных KPI, нежели индивидуальных KPI, так как от них как управленцев в первую очередь зависит выполнение командных KPI.
В целом же эффективность использования командных KPI достаточно ограниченна и имеет ряд недостатков:
1) Риск невыполнения командных KPI из-за отсутствия заинтересованности отдельных работников в достижении командных KPI: в некоторых случаях командные KPI могут привести к тому, что сотрудники будут ориентироваться на достижение своих индивидуальных целей в ущерб общим целям команды. 2) Как следствие, снижение мотивации отдельных работников: в случае, если размер дохода работника будет зависеть от уровня выполнения командных KPI, работник может быть демотивирован невозможностью влиять на достижение указанных KPI и уровень его вовлеченности в работу в компании может снизиться. 3) Размытая ответственность и сложность измерения вклада каждого сотрудника: при использовании командных KPI сложно определить вклад каждого отдельного сотрудника в достижение общих результатов, что может снизить заинтересованность в достижении командных KPI и затруднить оценку производительности и вознаграждение за успехи.
Командные KPI имеют свои преимущества и недостатки, и их эффективное использование зависит от конкретной ситуации и особенностей бизнеса. Важно учитывать контекст и осуществлять баланс между коллективной и индивидуальной оценкой производительности для достижения наилучших результатов.