Ключевые показатели эффективности (KPI) – это количественные или качественные метрики, используемые компаниями для измерения достижения поставленных целей и оценки эффективности работы. KPI помогают отслеживать производительность, эффективность деятельности компании, своевременность и качество выполнения проектов и т.д.; выявлять проблемные области и принимать обоснованные управленческие решения. Они являются инструментом для контроля и улучшения бизнес-процессов.
Существуют различные классификации KPI. В данной статье мы рассмотрим один из видов классификации – по способу оценки исполнения ключевого показателя эффективности. Существуют четыре варианта оценки исполнения KPI:
1. Дискретные КПЭ: Оценка фактического исполнения дискретных KPI может соответствовать лишь одному из четырех значений: «не выполнено», «соответствует нижнему уровню», «соответствует целевому уровню», «соответствует верхнему уровню». Как правило, дискретные KPI используют при оценке качественных показателей, например, своевременное выполнение этапов проектов, контроле качества продукции.
2. Непрерывные КПЭ: Непрерывные KPI представляют собой показатели, которые могут принимать любое значение в заданном диапазоне; используются для оценки количественных показателей и фактическое значение исполнения показателя определяется расчетным путем. Непрерывные KPI позволяют оценить эффективность исполнения производственных процессов, управления ресурсами; при финансовом анализе, например, рентабельность чистой прибыли.
3. Понижающие КПЭ: Понижающие KPI устанавливаются для наиболее важных KPI, когда устанавливается арифметическая зависимость между фактическим исполнением / неисполнением KPI и оценкой результатов исполнения данного KPI, например, фактическое неисполнение показателя Выручки на 1% от планового значения соответствует фактической оценке невыполнения данного KPI на 5%, то есть, если показатель Выручки выполнен на 99%, то фактическая оценка выполнения данного показателя принимается равной 95%. Понижающие КПЭ используются в целях выделения определенных KPI как наиболее релевантных, дающих набольшее влияние на итоговую оценку фактического исполнения всех KPI.
4. Исключающие КПЭ: - Характеристика: Исключающие KPI определяют минимальное значение исполнения KPI, ниже которого показатель считается невыполненным. Они помогают удерживать бизнес на необходимом уровне; применяются для контроля безопасности, соблюдения нормативов, обеспечения качества продукции.
Использование различных вариантов расчета коэффициента выполнения KPI позволяет компаниям не только производить оценку фактического исполнения количественных и качественных KPI, но и регулировать влияние и значимость исполнения отдельных KPI в итоговой оценке эффективности исполнения ключевых показателей эффективности.